13 мая 2025 г.

Правила буксировки авто в Украине: что нужно знать каждому водителю

Правила буксировки авто в Украине: что нужно знать каждому водителю

Буксировка автомобиля — необходимость, с которой может столкнуться любой водитель. В условиях непредвиденной поломки на дороге, когда машина не может передвигаться самостоятельно, важно знать, как правильно транспортировать её до ближайшего СТО, чтобы не нарушать правила дорожного движения и не повредить транспортное средство. В этой статье мы детально рассмотрим все аспекты буксировки автомобиля в Украине.

Что такое буксировка автомобиля и в каких случаях она разрешена

Буксировка автомобиля — это перемещение неисправного транспортного средства с помощью другого автомобиля. Согласно правилам дорожного движения Украины, буксировка должна выполняться механическим транспортным средством без прицепа и с технически исправными сцепными устройствами как у буксируемого транспортного средства, так и у буксирующего.

Буксировка разрешена в следующих случаях:

  • При технической неисправности транспортного средства
  • При невозможности самостоятельного передвижения автомобиля
  • Когда эвакуатор недоступен или его вызов нецелесообразен

Водитель буксируемого автомобиля на гибкой сцепке является полноценным участником дорожного движения. У него должны быть все необходимые для управления транспортным средством документы, а на самом автомобиле обязательно должны быть номерные знаки.

Основные правила буксировки авто по ПДД Украины

Правила дорожного движения Украины предусматривают целый ряд требований к буксировке транспортных средств:

  1. Световые сигналы:
    • На буксирующем автомобиле должен быть включен ближний свет фар
    • На буксируемом автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация
  2. Ограничение скорости:
    • Максимальная скорость при буксировке — 50 км/ч
  3. Расстояние между транспортными средствами:
    • При жесткой сцепке — не более 4 метров
    • При гибкой сцепке — от 4 до 6 метров
  4. Маркировка буксировочного троса:
    • Гибкая сцепка должна быть обозначена сигнальными щитками или флажками размером 20×20 см с красно-белыми диагональными полосами
    • Такие знаки крепятся через каждый метр троса
  5. Требования к исправности систем:
    • При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормоза и рулевое управление
    • При жесткой сцепке допускается неисправность тормозов, но рулевое управление должно быть исправным

Запреты при буксировке:

В ПДД Украины также указаны ситуации, когда буксировка запрещена:

  • При гололедице (на гибкой сцепке)
  • На горных трассах (на гибкой сцепке)
  • Если фактическая масса буксируемого автомобиля с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы буксирующего транспортного средства
  • Если общая длина сцепленных автомобилей превышает 22 метра (для маршрутных транспортных средств — 30 метров)
  • Одновременная буксировка нескольких транспортных средств или автомобиля с прицепом
  • Буксировка автобусом

Виды буксировки автомобиля

В зависимости от типа поломки и доступных средств существует несколько способов буксировки автомобиля. Каждый из них имеет свои особенности и ограничения.

Буксировка на гибкой сцепке (трос)

Это наиболее распространенный и доступный способ буксировки легковых автомобилей. Для этого используется специальный буксировочный трос длиной 4-6 метров. Преимущества такого способа — доступность, простота использования и универсальность применения для большинства легковых автомобилей.

Трос должен быть прочным, без механических повреждений, надрывов и трещин. Крюки должны иметь надежную систему закрытия и открытия. Рекомендуется выбирать трос с нагрузкой, превышающей массу буксируемого автомобиля минимум в два раза.

Крепить трос рекомендуется по диагонали: если на буксирующем автомобиле он закреплен сзади справа, то на буксируемом — спереди слева, или наоборот. Водители должны заранее обговорить схему общения с помощью световых или звуковых сигналов и постоянно следить за натяжением троса.

Буксировка на жесткой сцепке

При такой буксировке используется специальная жесткая конструкция, которая обеспечивает постоянное расстояние между транспортными средствами. Преимущества включают отсутствие рывков при старте и торможении, возможность буксировки автомобиля с неисправными тормозами и большую безопасность при маневрировании.

Длина жесткой сцепки не должна превышать 4 метров. Этот способ чаще используется для буксировки грузовых автомобилей и тяжелой техники. Для легковых автомобилей применяется реже из-за риска повреждения буксировочных проушин.

Частичная погрузка (метод частичного подъема)

Этот способ предполагает частичную погрузку буксируемого автомобиля на платформу или специальное опорное приспособление буксирующего транспортного средства. Подходит для буксировки автомобилей с неисправными тормозами или рулевым управлением, снижает риск дополнительного повреждения неисправного автомобиля и рекомендуется для автомобилей с автоматической коробкой передач.

При частичной погрузке в буксируемом автомобиле не должно быть пассажиров. Этот метод требует специального оборудования или эвакуатора и считается безопаснее для длительных перемещений.

Полная эвакуация на платформе — когда это необходимо

Хотя полная эвакуация на платформе технически не является буксировкой, а относится к транспортировке, важно понимать, когда этот метод необходим. Полная эвакуация рекомендуется при серьезных повреждениях ходовой части автомобиля, деформации кузова после ДТП, необходимости транспортировки на большие расстояния, буксировке автомобиля с автоматической коробкой передач и повреждении рулевого управления и тормозной системы одновременно.

Этот метод обеспечивает максимальную безопасность для буксируемого автомобиля, отсутствие дополнительного износа узлов и агрегатов и возможность транспортировки автомобиля независимо от типа повреждений.

Буксировка авто с АКПП (автоматической коробкой передач)

Буксировка автомобилей с автоматической коробкой передач имеет свои особенности и ограничения, которые необходимо учитывать для предотвращения серьезных повреждений трансмиссии.

Можно ли буксировать авто с автоматом или вариатором

Большинство производителей автомобилей с АКПП не рекомендуют или прямо запрещают их буксировку на гибкой или жесткой сцепке на любые значительные расстояния. Тем не менее, в случае крайней необходимости, кратковременная буксировка возможна при соблюдении строгих ограничений:

  • Расстояние буксировки — не более 40-50 километров
  • Скорость движения — не более 30-40 км/ч
  • Селектор АКПП должен находиться в положении «N» (нейтраль)
  • Рекомендуется предварительно проверить уровень трансмиссионной жидкости и на время буксировки залить ее по максимуму

Для автомобилей с вариатором ситуация еще более строгая — их буксировка на любой сцепке категорически не рекомендуется. Такие автомобили следует транспортировать только методом частичной или полной погрузки.

Почему буксировка авто с АКПП может быть опасной

Опасность буксировки автомобиля с АКПП обусловлена особенностями работы автоматической коробки передач:

  1. Отсутствие смазки: При выключенном двигателе масляный насос АКПП не работает, что приводит к недостаточному смазыванию деталей трансмиссии.
  2. Перегрев: Вращение элементов трансмиссии без должной смазки вызывает их быстрый нагрев, что может привести к перегреву и повреждению АКПП.
  3. Повышенный износ: Трение деталей без достаточного количества масла приводит к ускоренному износу компонентов коробки передач.
  4. Риск блокировки: Некоторые типы АКПП при буксировке могут блокироваться, что приведет к повреждению внутренних компонентов.

В каких случаях нужно вызывать эвакуатор

Эвакуатор является предпочтительным средством транспортировки автомобиля с АКПП в следующих случаях:

  • Необходимость транспортировки на расстояние более 40 км
  • Невозможность запустить двигатель автомобиля
  • Автомобиль с вариаторной коробкой передач
  • Повреждение системы охлаждения трансмиссии
  • Отсутствие рекомендаций производителя по буксировке конкретной модели
  • Гололедица или другие неблагоприятные погодные условия

Буксировка авто зимой: риски и рекомендации

Зимние условия создают дополнительные сложности и риски при буксировке транспортных средств. Основные риски включают скользкую дорогу, что значительно увеличивает тормозной путь, риск заноса, ухудшенную видимость и возможное замерзание агрегатов при длительной буксировке в сильный мороз.

Для безопасной буксировки зимой следует избегать буксировки на гибкой сцепке в гололедицу (это прямо запрещено ПДД Украины), снизить скорость до 20-30 км/ч, двигаться плавно, избегая резких маневров, увеличить дистанцию и использовать качественные зимние шины на обоих автомобилях.

Перед буксировкой необходимо очистить автомобили от снега и наледи, подготовить четкие сигналы между водителями и включить обогрев стекол на буксируемом автомобиле. В особо сложных зимних условиях лучше отказаться от самостоятельной буксировки и воспользоваться услугами профессионального эвакуатора.

Буксировка грузового авто: на что обратить внимание

Буксировка грузовых автомобилей имеет свои особенности из-за их массы и габаритов. Грузовые автомобили значительно тяжелее легковых, что требует более мощного буксирующего транспортного средства. Фактическая масса буксируемого грузовика с неисправной тормозной системой не должна превышать половину фактической массы буксирующего транспортного средства.

Наиболее распространенным способом буксировки грузовиков является жесткая сцепка, так как она обеспечивает более стабильное соединение и лучший контроль при управлении. Также используется частичная погрузка при серьезных неисправностях, когда требуется специальный эвакуатор для грузового транспорта.

Для грузовых автомобилей необходимы специальные усиленные сцепные устройства, рассчитанные на высокие нагрузки. Общая длина сцепленных транспортных средств не должна превышать 22 метра, что особенно важно учитывать при буксировке длинномерных грузовиков. Для буксировки грузового автомобиля водитель должен иметь соответствующую категорию водительских прав.

Как правильно буксировать авто: пошаговая инструкция

Правильная подготовка и выполнение буксировки помогут избежать дополнительных повреждений автомобиля и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.

Перед буксировкой необходимо убедиться, что буксировка в данных условиях разрешена ПДД, проверить работу световых приборов, рулевого управления и тормозной системы у обоих транспортных средств, выбрать и проверить трос или жесткую сцепку, спланировать маршрут движения и согласовать систему сигналов между водителями.

Для крепления буксировочного устройства следует использовать только специальные буксировочные проушины или крюки, предусмотренные конструкцией автомобиля. Рекомендуется крепить трос по диагонали и убедиться в надежности крепления. Гибкая сцепка должна быть обозначена сигнальными щитками или флажками согласно требованиям ПДД.

При начале движения на буксирующем автомобиле включите ближний свет фар, на буксируемом — аварийную сигнализацию. На механической КПП установите нейтральную передачу, на АКПП — положение «N». Трогайтесь очень плавно, чтобы сначала слегка натянуть трос без рывка. Водитель буксируемого автомобиля должен поддерживать постоянное натяжение троса.

Во время движения соблюдайте скоростной режим (не более 50 км/ч), избегайте резких маневров, ускорений и торможений. Тормозить должен начинать водитель буксируемого автомобиля после получения сигнала. Поддерживайте увеличенную дистанцию до впереди идущих транспортных средств. Повороты проходите с максимально возможной шириной дуги, заблаговременно сигнализируя о маневре.

Частые ошибки при буксировке авто

Даже опытные водители могут допускать ошибки при буксировке, которые приводят к повреждению автомобилей или созданию опасных ситуаций на дороге.

Наиболее распространенные ошибки:

  1. Использование неподходящего троса: Применение слишком короткого, длинного или недостаточно прочного троса, не соответствующего весу буксируемого автомобиля.
  2. Неправильное крепление: Крепление троса к неприспособленным для этого элементам кузова или подвески, что может привести к их повреждению или обрыву троса.
  3. Резкое начало движения: Резкий старт с места вызывает сильный рывок, который может повредить буксировочные крепления, трос или подвеску автомобилей.
  4. Провисание троса: Допущение провисания троса во время движения приводит к рывкам при его натяжении и может вызвать потерю управляемости.
  5. Превышение скорости: Движение со скоростью выше 50 км/ч увеличивает риск аварийных ситуаций из-за сложности контроля буксируемого автомобиля.
  6. Игнорирование запретов: Буксировка при гололедице на гибкой сцепке или буксировка автомобиля с АКПП на большие расстояния вопреки рекомендациям производителя.
  7. Отсутствие коммуникации: Недостаточное согласование сигналов между водителями, что приводит к несогласованным действиям при маневрировании или остановках.
  8. Неправильное торможение: Начало торможения водителем буксирующего автомобиля без предварительного сигнала, что может привести к наезду буксируемого автомобиля.
  9. Игнорирование особенностей трассы: Недооценка сложных участков дороги, таких как крутые повороты, подъемы или участки с интенсивным движением.
  10. Отсутствие обозначений: Несоблюдение требований по маркировке гибкой сцепки сигнальными щитками или флажками, что снижает заметность буксировочного троса для других участников движения.
  11. Буксировка на нейтральной передаче под уклон: На спусках автомобиль на нейтральной передаче может разгоняться и наезжать на буксирующее транспортное средство.
  12. Неправильное расположение рук на руле: Особенно в буксируемом автомобиле, где из-за отсутствия усилителя руля требуется более крепкий хват и правильное положение рук для быстрой реакции.

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо тщательно подготовить оба автомобиля и буксировочное оборудование, следовать инструкциям производителя автомобиля и требованиям ПДД, по возможности тренироваться в буксировке в безопасных условиях и сконцентрироваться на дороге и действиях другого водителя.

Заключение: когда буксировка уместна, а когда нужна эвакуация

При возникновении неисправности автомобиля важно правильно оценить ситуацию и выбрать оптимальный способ транспортировки — буксировку или эвакуацию.

Буксировка является приемлемым решением при незначительных неисправностях, исправных тормозах и рулевом управлении (для буксировки на гибкой сцепке), необходимости транспортировки на небольшие расстояния до ближайшего СТО, наличии механической коробки передач и благоприятных погодных условиях.

За услугами эвакуатора следует обратиться при серьезных технических неисправностях, наличии автомобиля с АКПП или вариатором (особенно при необходимости транспортировки на значительные расстояния), неблагоприятных погодных условиях и необходимости транспортировки на расстояние более 50 км.

Задавайте вопросы в TelegramЗадавайте вопросы в ViberЗадавайте вопросы в WhatsApp