Максимум свободы, максимум возможностей!
Киев:
+3 8044 229 26 26
+3 8067 329 26 26
Львов:
+3 8050 711 17 71
+3 80322 53 22 52
WhatsApp
Viber
Skype


new ds

№07(509) от 14 февраля 2011

Армия желающих заработать на автопрокате снова начала расти. Наметившееся восстановление спроса на аренду автомобилей сильно воодушевило столичных предпринимателей. Если на волне кризиса специализированные фирмы массово уходили из этого бизнеса, то последние полгода наблюдается обратная тенденция – в Киеве начали работать 10 – 15 новых автопрокатных компаний. Чтобы заполучить клиентов, они активно демпингуют и тянут вниз среднерыночные тарифы.

Клиенты напрокат

Киевским автопрокатчикам, которые на волне кризиса жаловались на снижение количества заказов на 30-40%, удалось выбраться из кювета. По словам заместителя директора по развитию компании Budget Олега Колибабы, за прошлый год показатели отрасли выросли на 7-10% и, судя по всему, в этом сезоне положительная динамика сохранится. Пока прирост обеспечивают в основном иностранные граждане, зачастившие в Украину. «По итогам прошлого года поток пассажиров в аэропортах вырос на 34%, соответственно, автоматически увеличился спрос на аренду автомобилей», - констатирует г-н Колибаба. Любимыми клиентами прокатчиков стали россияне, которые не экономят на транспорте и зачастую арендуют дорогие авто представительского класса (от $120 в сутки). А по мере приближения к Евро-2012 настроения прокатчиков только улучшаются: уже в следующем году они ожидают рекордного роста заказов – на 50-70% в сравнению с нынешним.

Заказчики со столичной пропиской радуют специализированные фирмы гораздо меньше. Корпоративные клиенты, бывшие до кризиса одними из наиболее активных пользователей прокатных машин (их доля в общей структуре заказов доходила до 50%), пока не спешат восстанавливать транспортные бюджеты. Даже фирмы, вынужденные арендовать авто для командированных сотрудников, тратят по минимуму, выбирая эконом-модели вместо машин среднего класса и уменьшая сроки проката с 7-10 до 5 дней. Так, если ранее наиболее ходовыми в парке автопрокатных фирм были Skoda Octavia, Mitsubishi Lancer, и прочие иномарки, то сейчас путевые листы выписывают на Chevrolet Aveo и подобные недорогие машины. Естественно, сократились и величина «среднего чека» - с 70$ в день (за авто класса С) до $45-55 (класса В или А).

Прокатчики констатируют, что сейчас им с трудом удается усаживать за руль и многих частных клиентов. До финансового кризиса услуга автопроката была раскручена настолько, что многие киевляне позволяли себе арендовать авто на время ремонта собственного или для поездки на выходные за город. Но снижение доходов заставило большую часть горожан отказаться от ставшей непозволительной роскоши. На этом фоне не снизился спрос разве что на автомобили представительского класса. «Авто же средней категории сейчас практически не арендуют, а эконом-класс берут в случае крайней необходимости», - говорит генеральный директор компании BLS и председатель Ассоциации автопрокатных компаний Украины Станислав Луцкович.

Инертность потенциальных клиентов не позволила компаниям пересмотреть цены в свою пользу. Несмотря на инфляцию в стране, тарифы на автопрокат не только не повысились, но и продолжают снижаться. За последний год, по словам Стнислава Луцковича, расценки на аренду машин упали на 10-20% и сейчас стартуют с $40 в сутки. Некоторые компании пошли еще дальше, снизив цены на 40-45$ - до $25-30 в сутки. За такие деньги можно взять напрокат, к примеру, Daewoo Sens или Chery Amulet. Но, как говорит Олег Колибаба, аттракцион невиданной щедрости клиенты не оценили, и желающих арендовать самые дешевые, но не лучшие техническом плане авто в Киеве совсем немного.

Цена передвижения

Прокатчики опасаются, что цены на аренду машин будут снижаться и в дальнейшем, несмотря на кажущееся «выздоровление» рынка. Проблемы создают новички, начавшие активно выходить на рынок в середине прошлого года. Так, за последние полгода в столице начали работать по меньшей мере с десяток новых фирм, среди которых есть компании, не владеющие собственным автопарком и сдающие напрокат чужие машины. В частности, автолюбители могут найти в интернете массу предложение подзаработать, пристроив свои авто в аренду за небольшие деньги – от $20 в день. Несложно подсчитать, что при таких тарифах заработок посредников на одно машине может составить от $5 до $35 в сутки.

Используя подобные схемы, предприниматели спешат занять освободившиеся на рынке места. Ведь на волне кризиса автопрокатные компании в столице массово закрывались, поскольку после роста курса доллара спрос на их услуги снизился и они были не в состоянии оплачивать взятые в кредит машины. Ведущий специалист по вопросам регионального развития Hertz Ukraine Дарья Кулешова отмечает, что вернуть банкам авто были вынуждены даже многие стабильно работающие компании, что сказалось на общем столичном парке прокатного транспорта. По самым скромным оценкам, численность «колес» снизилась на 20%, а многие обанкротившиеся автопрокатчики выставили свои машины на продажу по бросовым ценам, чем и воспользовались стартующие новички. Но, закупив машины. Они столкнулись с проблемой поиска клиентов. Ведь заказчики по-прежнему хотят садиться за руль относительно новых машин (двух-трехлетних) в хорошем техническом состоянии. Обновлять же автопарк сейчас могут далеко не все компании, поэтому, чтобы заполучить клиентов, они вынуждены и дальше снижать цены.

В Ассоциации автопрокатных компании Украины опасаются, что эта тенденция резко снизит рентабельность автопрокатного бизнеса, которая, по утверждениям экспертов, за последние годы и так упала с 20-30 до 10-15%. «Поскольку у многих фирм парки транспорта все еще находятся в кредите, не исключена новая волна банкротств», - считает Станислав Луцкович. По мере удешевления услуги автопроката становятся все менее качественными. В последнее время участились случаи, когда, сдав изрядно заезженный автомобиль по бросовой цене, некоторые компании пытаются заставить клиента заплатить лишние деньги при возврате машины, ссылаясь на «неожиданные» поломки, возникшие якобы по его вине. Кроме того, нередко в аренду предлагаются незастрахованные авто, что также чревато для арендаторов неприятными последствиями. Поэтому любителям ездить на арендованных машинах стоит быть крайне внимательными, подписывая договоры с автопрокатчиками, чтобы не позволить себя «прокатить».

[ Людмила Ксенз ]